АвиамоделизмНовости

КОРДОВЫЕ «ПИЛОТАЖКИ»

3iПосле краткого ознакомления с кордовыми скоростными моделями самолетов, самое время перейти к следующему классу кордовых спортивных авиамоделей — классу F-2B.

Пилотажные модели сами по себе выглядят очень привлекательно, напоминая настоящие спортивные самолеты, а уж соревнования по пилотажным моделям — это потрясающе захватывающее зрелище. Деловито жужжа и дымя маленьким моторчиком, после короткой пробежки, красивый самолетик легко взмывает в небо и, фигура за фигурой выполняет комплекс высшего пилотажа со скоростью, порядка 100 км/час. Стремительно взлетая на самый верх и так же стремительно устремляясь вниз, в полутора метрах от земли он быстро выравнивается и  летит строго на этой высоте, ровно, красиво, чтобы в следующий миг снова ринуться вверх. Глядя на такие маневры, невольно захватывает дух, всякий раз кажется, что модель с размаху врежется в землю, но пилот уверенно управляет маленьким самолетом и завораживает зрителей своим мастерством. Со стороны кажется, что управлять таким самолетиком легко и просто, настолько естественно и непринужденно держится пилот, но это лишь кажется. На самом деле все не так просто. Чтобы добиться такого мастерства, нужны упорные, постоянные тренировки, которые  не всегда заканчиваются благополучно.

Итак, что же представляет из себя кордовая пилотажная модель самолета? Согласно правил соревнований, это модель летательного аппарата, тяга которого обеспечивается поршневым двигателем, а подъемная сила действием аэродинамических сил на неподвижно закрепленные поверхности. Двигатель должен быть снабжен эффективным глушителем. Максимальный взлетный вес модели не должен превышать 5 килограмм. Максимальная несущая площадь 150 дм/2, а объем двигателя не более 10 см/3.

На рисунке справа изображен чертеж простой тренировочной пилотажной модели самолета под двигатель 2,5 см/3. Модель проста не только внешне, но и конструктивно. Изготовление такой модели не требует дефицитных материалов и много времени, что очень ценно. Не секрет, что мастерство пилотирования достигается не сразу и требует немалых жертв. Это и разбитые модели, и поврежденные двигатели, и другие, непредвиденные неожиданности. Поэтому очень важно то, что модель легко тиражировать, то есть изготовить несколько одинаковых моделей. Кроме того, модель очень живуча, легко ремонтируется и обладает прекрасными летными свойствами.

Особенностью кордовых пилотажных моделей является то, что летают они по кругу, и не просто по кругу, а выполняют множество фигур высшего пилотажа. Это означает, что модель часто находится в самой верхней части полусферы, прямо над головой пилота, и очень важно, при этом, чтобы натяжение корд сохранялось достаточным, для надежного управления моделью. Достигается это комлексом различных мер; таких как отклонение оси вращения воздушного винта во внешнюю сторону модели, за счет отклонения моторной рамы двигателя; Отклонение поверхности руля направления во внешнюю сторону; смещение точки вывода из крыла тяг управления моделью, и другие. Система управления пилотажной моделью, в отличие от других кордовых моделей, кроме управления рулями высоты,  часто имеет еще привод отклонения закрылков. Делается это для повышения маневренности модели, для более четкого выполнения таких фигур, как «Квадратная петля»,  «Треугольник»,   «Песочные часы»  и другие.  Чтобы топливо не выливалось из топливного бачка, во время выполнения пилотажа, он имеет соответствующую конструкцию. Трубка  подачи топлива к двигателю (1)  расположена в углублении внешней боковой части бачка, чтобы до последней капли использовать топливо, отбрасываемое центробежной силой именно к этой стеночке бачка. Дренажные трубки (2) и (4) расположены таким образом, чтобы внутри бачка создавалось небольшое избыточное давление воздуха и чтобы топливо не вытекало из него,  в любом положении модели.

И в заключение короткого ознакомительного материала о пилотажных кордовых авиамоделях, добавлю, что научиться управлять моделью самостоятельно, очень поможет специальная ручка управления, представленная на рисунке слева.

 

В статье были использованы, в основном,  материалы журнала «Моделист — Конструктор» .

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.