Идеи и проектыНовости

КРЫЛЬЧАТЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

36227054Что такое воздушный винт, или как еще часто говорят в народе — «пропеллер», наверняка знают все.

Воздушный винт является универсальным движителем для многих видов транспорта. Таких как; самолет, автожир, аэросани, аэроглиссер, аэромобиль и других. Воздушный винт прост в изготовлении, имеет небольшие габариты, небольшой вес, достаточно эффективен и надежен.

Но есть у воздушного винта и недостатки. Одним из главных недостатков воздушного винта фиксированного шага, является тот, что он имеет максимальную эффективность лишь в одном скоростном режиме, на который этот винт и расчитывался. Если он, к примеру, расчитан на максимальную тягу при скорости движения 80 км/час, то при разгоне, или при движении с другой скоростью — эффективность винта будет гораздо ниже. Есть конечно винты изменяемого шага, но они конструктивно сложны и лишь частично решают проблему. Кроме того,

основную работу, по созданию тяги, выполняет лишь внешняя часть лопасти винта.

Воздушный винт имеет достаточно большой диаметр, поэтому выбрать место для него, на маленьком самолете не так просто. Когда то давно, еще в годы своей молодости, я ломал голову над проектом маленького, одноместного микро-самолета минимальных размеров. Для достижения этой цели, как нельзя лучше, подходила компоновочная схема «Летающее крыло».

Аппарат должен был иметь размах крыла 3.5 м., а длинна — немногим более 2 метров. Но, при таких малых размерах, остро встал вопрос сохранения заданной центровки. Всвязи с этим, возникла необходимость в компактном аэро-движителе. Традиционный воздушный винт никак не вписывался, а реактивный был для меня из области фантастики. Тогда то и родилась идея использования простого центробежного вентилятора, в качестве аэро-движителя.

Традиционно корпус центробежного вентилятора выполнен в форме улитки. Я решил использовать другой принцип — прямоточный, или как сегодня говорят — канальный.

Оказывается, что канальный центробежный вентилятор был впервые разработан инженером И.М. Квашниным. Изготовлен и испытан ЦАГИ еще в 1933 году. Тогда конечно же я этого не знал. Мой вариант центробежного движителя внешне был похож скорее на турбореактивный двигатель. Только вместо турбин должна была стоять простейшая крыльчатка.

pod_1966_07

Идея так и осталась идеей, и вскоре была забыта, поскольку в журнале «Техника молодежи» появилась статья о необычном проекте летательного аппарата. Статья называлась, если мне не изменяет память — «В небе — ротоплан».

В ней говорилось о том, что простой зубной врач предложил совершенно новый вид летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой. В полете же, аппарат должен был развивать скорости современных реактивных лайнеров.

Принцип действия лопастей ротоплана такой же как у судового крыльчатого движителя. Видимо, этот движитель и натолкнул изобретателя на идею летательного аппарата нового типа. Ниже представлена схема работы лопастей судового крыльчатого движителя. Если его повернуть влево, на 90 градусов, а вместо воды представить воздух, то получится схема работы лопастей «Ротоплана».

Идея очень интересная, но сам аппарат, в таком виде, не выдерживает никакой критики. Судя по рисунку, вращающимися штангами с лопастями и двигателями, он разделен на три изолированных, друг от друга, отсека. Первый отсек для экипажа, второй — пассажирский и третий отсек — багажный. Пройти из одного отсека в другой невозможно, ни на земле, ни в полете.»Ноги» шасси должны быть большой длинны, — значит добавится лишний вес, понадобится много места для укладки шасси в фюзеляж.

Кроме того, требуется как то обеспечить стабилизацию фюзеляжа в нормальном положении. Что будет, если в подшипниках появится повышенное трение? Фюзеляж начнет вращаться вместе с ротором, а все кто внутри, будут крутиться вместе с фюзеляжем.

Другое дело, если создать аппарат с роторными движителями, расположив их так, как расположены турбовентиляторы на этом аппарате. Или по какой либо другой схеме, которых может быть очень много. Ниже нриведены два рисунка крыльчатого движителя для судо-моделей. Если маленькие лопасти заменить более длинными и расположить их под углом, в виде расходящегося конуса, а между ними поместить корпус аппарата, то получим новый вид летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой.

 

 

В одном из выпусков журнала «Техника молодежи» публиковалась статья с проектом такого летательного аппарата. К сожалению, у меня сохранилась лишь цветная вкладка, с изображением этого аппарата. На ней нет ничего, что указало бы на номер журнала, или хотя бы год издания. Я провел много времени в Интернете, пытаясь наугад найти этот журнал, но поиски ни к чему не привели.

Уррраааа!!!!  После стольких мучительных поисков в Интернете, просто взял фотокамеру и переснял страничку. Отрезал лишнее… и теперь все могут наглядно увидеть то, что я пытался объяснить и что так неуклюже пытался состряпать из разных рисунков.

Вот так выглядит замечательный проект интересного летательного аппарата, который вобрал в себя все достоинства вертолета и самолета. Жаль, что у меня не сохранилась статья по этому проекту.

Тема использования крыльчатого движителя в авиации очень интересна и перспективна. Я обязательно к ней вернусь через время, а пока вынужден прерваться.

Жду откликов и вопросов. Всегда интересно — что думают читатели по той, или иной теме, чтобы подготовить то, что интересно людям.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.