В понимании современного человека, универсальный транспорт, это транспорт на все случаи жизни. Такой транспорт способен проехать где угодно, да еще и перевезти небольшой груз, при необходимости. Для одних, таким транспортом вполне может быть велосипед, у других более высокие требования и запросы. Они хотят иметь летающий автомобиль.
В давние-давние времена, самым универсальным транспортом был конь. Всадник, верхом на коне мог быстро проскакать по любому бездорожью и даже преодолевать неширокие водные преграды. Запряженный в повозку, или в зимние сани, конь мог перевозить достаточно большие грузы, или нескольких пассажиров.
С появлением парового двигателя, активизировались попытки изобретателей приспособить его для самодвижущегося транспорта. А изобретение бензинового двигателя дало мощный толчок к развитию нового вида транспорта — автомобиля.
Сегодня, легковой автомобиль является самым массовым видом транспорта. Он очень комфортабелен, удобен в эксплуатации, занимает немного места при хранении, способен быстро доставить водителя и пассажиров в нужное место.
Однако, при всех его многочисленных достоинствах, автомобиль обладает и массой недостатков. Одним из его наиболее существенных недостатков, является то, что ему требуется хорошее, ровное и качественное дорожное покрытие.
На строительство и поддержание дорог тратится огромное количество денег и материалов. А вне дорог, автомобиль теряет основные свои достоинства — скорость и комфорт.
В городах, особенно в крупных городах, с многомиллионным населением, автомобилей так много, что существует целый комплекс проблем, связанных с ними. Это многочасовые пробки на дорогах в часы пик, это отравление воздуха выхлопными газами и разрушение инфраструктуры, это острая нехватка площадей для стоянок и хранения автомобилей.
Все это вызывает неудовлетворенность и побуждает изобретателей искать новые и новые варианты универсального транспортоного средства. Одни пытаются создать транспорт, способный преодолевать бездорожье, снежные и водные просторы. Другие создают компактный, индивидуальный транспорт для города. А самые неугомонные и дальновидные разрабатывают летающий автомобиль. Именно этой теме и посвящена сегодня данная статья.
Почему именно летающий автомобиль? Я уже говорил, что автомобиль обладает массой достоинств. За много лет
изменений и доработок, его конструкция достигла определенного совершенства. Легковой автомобиль имеет относительно небольшие размеры и его легче вписать в городскую тесноту, чем самолет, или вертолет. Да и в загородных условиях этот фактор предпочтительнее.
В то же время, автомобиль передвигается исключительно в одной плоскости, по поверхности земли. Строить многоярусные дороги очень затратное удовольствие. А вот в воздухе, где пока еще нет жилых домов и административных зданий, простора для передвижения побольше. Так почему бы не создать летающий автомобиль, способный взлетать и садиться вертикально, или хотя бы с коротким разбегом?
На сегодняшний день, существует множество проектов и разработок подобного транспорта. Из них, лишь немногим более десятка, действительно представляют интерес. И лишь несколько проектов доведены до реального воплощения. Какова будет их дальнейшая судьба, покажет время.
Здесь, мне хочется представить наиболее интересные и перспективные разработки летающих автомобилей. Самая первая попытка сделать летающий автомобиль была предпринята в 1917 году. Эксперимент закончился неудачей, аппарат не полетел, но искра идеи не пропала даром. Инженеры и изобретатели всех стран подхватили ее и стали развивать дальше.
Следующий летающий автомобиль был создан фирмой Конвэр и совершил свой первый полет в 1946 году. Несмотря на множество удачных полетов, в серийное производство автолет не пошел. Все планы фирмы по массовому выпуску аппаратов, нарушила банальная авария.
Другая фирма, решившая последовать примеру Конвэр, просто приварила верхнюю часть самолета Cessna Skymaster с задним двигателем, на крышу серийного автомобиля Ford Pinto. Аппарат получил название AVE Mizar и готовился к серийному выпуску. Но, видимо время летающего автомобиля еще не пришло. В одном из полетов, сломалось правое крыло и аппарат рухнул на землю.
Компания Terrafugia подошла к этому вопросу несколько иначе. Она разработала легкий, двухместный самолет со складывающимися крыльями. Этот аппарат способен достаточно уверенно летать и также уверенно передвигаться по автомобильным дорогам.
Понятно, что и в том, и в ином качестве, характеристики его оставляют желать лучшего. Но очень уж привлекает уникальная возможность выехать из обычного автомобильного гаража, проехать своим ходом до ближайшей взлетной полосы и взлетев, быстро добраться до нужного места. А там, снова сложить крылья и проехать прямо к офису, или просто в гости.
Еще один летающий автомобиль разработали словаки. Можно с уверенностью сказать, что малоизвестная словацкая фирма добилась впечатляющих результатов и создала пожалуй самый лучший образец гибрида самолета и автомобиля. При всем этом, аппарат имеет хорошие летные и автомобильные характеристики.
Так, в автомобильном режиме он развивает скорость до 160 км/час, а в полете — свыше 200 км/час. Думается, что в своем классе, на сегодняшний день, это самый лучший летающий автомобиль, из созданных и представленных миру аппаратов.
Также, нельзя не упомянуть здесь о российской разработке летательного аппарата подобного типа. Подробной информации о нем нет и это понятно, ведь аппарат находится в стадии экспериментальной доработки. Он также является, по сути, самолетом со складывающимися крыльями и назвать его летающим автомобилем можно лишь весьма условно.
В заявленные летные характеристики Ларк-4 верится с трудом, настолько они необычны. Однако, если эти характеристики подтвердятся на практике, то лидерство на мировом рынке, в своем классе, ему точно обеспечено.
Здесь я не привожу информацию о других, подобных аппаратах. На мой взгляд, они интересны в качестве идеи, но пока далеки от реальности. Также не привожу информацию об аппаратах с несущим ротором. Они компактны в дорожном варианте, но летные и другие характеристики их оставляют желать лучшего.
А вот о квадракоптерах и мультикоптерах пожалуй немного информации размещу. Эти необычные летательные аппараты, прозванные дронами, получили широкое распространение в виде игрушек и управляемых роботов.
Но, некоторые инженеры всерьез намерены создать индивидуальный летательный аппарат подобного типа. Наилучших результатов добилась пока немецкая компания E-Volo. Созданный ей, двухместный аппарат Volocopter VC200 проходит испытания и совершил несколько успешных полетов.
Подобные летательные аппараты расчитаны для полетов на небольшие расстояния. Почему на небольшие? — да потому что скорость передвижения у них невелика, чуть более 100 км/час.
А заинтересовались ими конструкторы потому, что мультикоптеры проще вертолетов и надежнее в эксплуатации. Если вдруг, выйдет из строя один, или два двигателя, то всегда есть возможность совершить безопасную посадку на оставшихся двигателях.
Кроме того, вращающиеся с большой скоростью, маленькие воздушные винты представляют гораздо меньшую опасность для окружающих, чем вертолетные лопасти несущих винтов. Да и оградить маленькие винты кольцевыми каналами также проще.
Это позволяет использовать аппараты там, где вертолетам путь заказан. Например в лесистой местности, или в городах. Именно возможность полетов в городских условиях и привлекает больше всего.
Если на крышах высотных домов разместить гаражи, для хранения таких легких аппаратов, и оборудовать крыши стартовыми площадками, то городские жители получат полную свободу передвижения, в любом направлении. Вопрос лишь в том, как обеспечить безопасность полетов, когда таких летающих дронов станет много.
Напрашивается пока только одно, простое решение проблемы, — разбить высоту полета на секторы и задать им направление полета по сторонам света. Например, полет в северном направлении — на высоте 700 метров, в восточном направлении — 800 метров, и так далее. При этом, обозначить места, где можно совершать подъем, до нужной высоты, или снижение.
Кроме того, видимо придется оборудовать такие аппараты компьютерным устройством безопасности, которое будет отслеживать ситуацию в воздухе и предупреждать об опасности столкновения. А в экстренных случаях, вмешиваться в управление, чтобы избежать аварии.
Китайские специалисты компании EHang пошли дальше и разработали одноместный мультикоптер, управление которым полностью возложено на компьютер. Этот уникальный аппарат задуман, как воздушное городское такси. Пассажиру нужно лишь задать параметры конечной точки маршрута и мультикоптер доставит его точно по назначению.
Относительно такой системы управления аппаратом, у многих возникает масса вопросов, но похоже, что разработчики знают чего хотят и знают, как это сделать. Остается лишь пожелать им успеха в таком интересном и перспективном деле. Будем надеяться, что в ближайшем будущем и на наших улицах появятся подобные леталки.
В заключение, хочу еще упомянуть об аппарате, схожем с квадракоптером, но конечно же более скоростном и расчитанном на более дальние расстояния. Этот проект получил название SoloTrek.
Несмотря на скептические отзывы об этом проекте, мне видится реально летающий автомобиль ближайшего будущего, именно в такой компоновке.
Я бы поставил его на колеса, увеличил крыло, сделав его складным, или убирающимся, и слегка увеличил размер вентиляторов. Кстати, вентиляторы тоже можно было бы сделать убирающимися, для движения по дорогам и хранения в гараже.