В юношеские годы я мечтал построить маленький, одноместный самолет, чтобы летать на нем. Была даже попытка осуществить задуманное. Помнится, как долго и мучительно подбирал я компоновку будущего самолета. Хотелось сделать его как можно меньших размеров, чтобы можно было хранить в небольшом помещении. После долгих раздумий и поисков, перепробовав различные варианты, остановился на на классической схеме биплана. Длинна самолета равнялась 3 метрам, размах верхнего крыла 4 метра, несущая площадь около 5 квадратных метров. Взлетная масса должна была составлять 170-200 килограмм.
Реализовать свой проект мне так и не удалось. Фюзеляж самолета и крылья были уничтожены, пока я находился в отпуске. Позднее были еще попытки, но это уже другая история.
Сейчас же, мне хочется немного рассказать о маленьком, одноместном самолетике французского энтузиаста, ветерана второй мировой войны, бывшего летчика эскадрильи «Нормандия — Неман» — Мишеля Коломбана. Свой самолет Мишель задумал еще в 1958 году, но только через 12 лет он приступил к работе над ним. В 1972 году, в своем гараже, Коломбан приступил наконец к постройке своего детища. На его изготовление ушло два года. Первые же полеты подтвердили расчеты конструктора. При суммарной мощности двигателей 18 л.с., самолет легко взлетал и уверенно держался в воздухе. Некоторые недоработки быстро были устранены, но конструктор хотел добиться более высокой надежности аппарата. Во время одного из полетов отказал один мотор и самолет упал. Причина отказа двигателя оказалась банальной — засорился бензопровод. Восстановить его не представлялось возможным, поэтому было изготовлено два новых аппарата, с более мощными и надежными двигателями. Так начинался путь к славе и всеобщему признанию этого маленького, почти игрушечного самолета.
Глядя на фотографию человека, стоящего рядом с этой крохой, невольно создается впечатление, что это не настоящий самолет, а радиоуправляемая модель. Тем не менее, это самый настоящий самолет, летным характеристикам которого могут позавидовать многие конструкторы, как любители, так и профессионалы. И это не удивительно, ведь Мишель Коломбан инженер, специалист в области аэродинамики, работавший в корпорации «Аэроспасьяль».
Самолет получился настолько удачным, что вот уже более 30 лет интерес к нему не ослабевает. Любители авиации, из разных стран мира, строят сами, по чертежам М.Коломбана, или покупают готовые самолеты «Кри-Кри» (Сверчок). Разработано несколько модификаций этого уникального летательного аппарата. Есть даже вариант с электро-моторами.
Ниже приведены основные летно-технические характеристики самолета «Кри-Кри»;
Размах крыла — 4,9 м.
Хорда крыла (с закрылками) — 0,63 м.
Площадь крыла — 3,1 м2
Длина самолета — 3,91 м.
Высота — 1,2 м.
Колея шасси — 1,1 м.
Диаметр воздушных винтов — 0,695 м.
Обороты двигателя — 6000 об/мин.
Мощность двигателей — 2 х 15 л.с.
Емкость топливного бака — 23 л.
Вес пустого самолета — 75 кг.
Взлетный вес — 170 кг.
Скорость горизонтального полета — 220 км/час.
Посадочная скорость — 80 км/час.
Скороподъемность — 6,5 м/сек.
Разбег — 100 м.
Пробег — 150 м.
Дальность полета — 400 км.
Длительность полета — 3 часа
Допустимые перегрузки — +10/-5
Прервался, чтобы загрузить чертежи самолета, но столкнулся с проблемой. Фотографии загружать не хотелось (качество низкое), а в Интернете чертежи добыть оказалось очень непросто. Все хотят на этом заработать и предлагают только купить чертежи. Пришлось повозиться, зато теперь могу предоставить всем бесплатно.
Вот такой он, красавчик «Кри-Кри».
В мире есть много прекрасных маленьких самолетов, созданных любителями и профессионалами. По мере своих возможностей буду находить информацию о них и публиковать на страницах этого блога.
One thought on “«КРИ-КРИ» — МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО”