Наземный транспортНовости

АЭРОСАНИ ДЕЛАЕМ САМИ

Детство мое прошло на крайнем севере, в городе Мурманске. Зимы там долгие и снежные, порой с метелями и вьюгами, но все равно любимые всеми мальчишками и девчонками. Помнится, лет в шестнадцать,  мечтал я построить своими руками самоходные сани. Вначале планировал аэросани, но скоро понял, что они хороши лишь в равнинной местности, где нет крутых и затяжных подъемов, где нет лесных массивов и кустарников.  Скалистые ландшафты Мурманска явно не подходили для аэросаней и я задумался о самоходных санях с мотором от мотоцикла, которые могли бы легко преодолевать подъемы и лавировать между деревьями и кустарниками, но это уже другая тема, к которой я вернусь в другой раз.

Сегодня же разговор о простой конструкции аэросаней, которую могут повторить любители технического творчества, живущие в равнинной местности, поскольку аэросани не могут преодолевать крутые и затяжные подъемы, в силу своих конструктивных особенностей.  Дело в том, что движителем аэросаней является воздушный винт, или как еще говорят в народе: » пропеллер».

Конструктивно аэросани чаще всего выполнены по трех-лыжной схеме, реже по четырех-лыжной, или с несущим корпусом. Последний вариант предусматривает возможность передвижения как по снегу, так и по воде.

Мчаться по заснеженной равнине наперегонки с ветром, поднимая за собой вихри снега — какой мальчишка не мечтал о такой возможности? Да что там мальчишка. Кто из взрослых любителей зимы не хотел бы иметь такой простой,  удобный и скоростной транспорт?

А сделать  аэросани своими руками  вполне возможно,  если дружишь с техникой и любишь мастерить.

Эта статья взята из журнала «Моделист-Конструктор».  В ней подробно описана технология  изготовления простой конструкции аэросаней с мотором от мотоцикла,  которую вполне можно повторить в домашних условиях.

Первая машина, построенная из дерева, получила название «Старт» (рис. 1). Это были одноместные аэросани трех-лыжной схемы. Продольная балка корпуса и поперечная для навески задних лыж, а также подмоторная рама изготовлялись из сосновых брусков сечением 35X40 мм, с креплением на болтах М6 (рис. 1). В стыковочных узлах устанавливались металлические угольники и шайбы большого диаметра, предотвращающие смятие древесины.

В местах установки поворотной стойки передней лыжи, крепления двигателя и подвески задних лыж предусмотрены металлические пластины, угольники и скобы. Лыжи также деревянные. Передняя часть корпуса закапотирована. На боковинах капота размещены металлические скобы-подножки, на верхней его части — велосипедная фара. Сиденье водителя — из фанеры толщиной 8 мм — передней частью опирается на две пружины от велосипедного седла. Поперечные бруски, на которых крепится двигатель, имеют разную длину! задний — длинный, он подкреплен трубчатыми стойками и служит ограждением воздушного винта.

На его концах закреплены выгнутые по радиусу винта пластины, окрашенные в красный цвет. Задние пыжи имеют скобы-кабанчики из полосовой стали размером 5X30 мм. С их помощью лыжи крепятся на болтах М10 к уголкам, соединяющим бруски поперечной балки. Лыжи собираются на казеиновом клее из трех пластин фанеры толщиной 4 мм, а по кроям усиливаются фасонными дубовыми брусками. Подошвы лыж снизу окованы листовым железом и имеют продольные подрезы. Чтобы лыжи не зарывались в снег при зависании, на них ставятся оттягивающие тросы с пружинами. Управление аэросанями осуществляется поворотом передней лыжи.

Передача от рулевой колонки — тросовая. Для управления двигателем имеются рычаги газа и опережения зажигания, а проводка заимствована от мотоцикла — трос или проволока в гибкой оболочке. Двигателем служит тракторный пускач ПД-10, на котором установлен цилиндр воздушного охлаждения от мотоцикла ИЖ-56. Топливный бачок помещается над двигателем. Подача топлива — самотеком. «Комета» (рис. 2), как и «Старт», одноместные аэросани, но выполненная по четырехлыжной схеме.

При создании «Кометы» выдерживался основной принцип конструирования: использование минимума дефицитных и дорогостоящих материалов при максимальной простоте изготовления. Особое внимание» было обращено на снижение веса машины. И несмотря на то, что «Комета» имеет не три, как «Старт», а четыре лыжи, она легче на 21 кг (вес «Кометы» — 84 кг, «Старта» — 105 кг). Корпус «Кометы» изготовлен из брусков и цельных еловых досок толщиной 16 мм. Его конструкция показана на рисунке 2. Лыжи крепятся симметрично к двум поперечным доскам. Передние лыжи управляемые.

Своими кронштейнами они входят в поворотную скобу, которой крепятся болтом М 10, являющимся осью и обеспечивающим свободное покачивание лыжи. Рычаг управления совмещен с вилкой. Способ соединения рычагов управления правой и левой лыжами и троса управления — жесткая поперечная тяга и хомуты. Трос идет через ролики на барабан рулевой колонки, где фиксируется болтом М6. Поперечная тяга имеет с обоих концов резьбовые наконечники для регулировки параллельности лыж.

Ось поворотной скобы на передней доске проходит через бруски сечением 30X30 мм. Задние лыжи с помощью болта M10 крепятся к уголкам, установленным на поперечной доске. Конструкция лыж — коробчатая, как показано на рисунке. Ходовая подошва изготовлена из оцинкованного кровельного железа толщиной 1,2 мм. На подошве установлено два подреза из стального уголка размером 8X20 мм (по краям лыжи). С каркасом лыжи они связаны шурупами с потайными головками. Как и на санях «Старт», лыжи имеют тросовые оттяжки с пружинами. Аэросани «Комета» оборудованы тормозным устройством скребкового типа (рис. 3).

Зубчатый стальной скребок, установленный на деревянном рычаге, соединяется тягой с тормозной педалью. При нажатии на нее рычаг опускается, и зубчатый скребок, врезаясь в снег, осуществляет торможение машины. В исходное положение тормоз возвращается под действием возвратной пружины. Двигатель аналогичен установленному на «Старте», но размещен иначе, для снижения центра тяжести и увеличения устойчивости машины он поставлен цилиндром вниз. Подмоторные стойки изготовлены из полосовой стали размером 8X30 мм; передние опираются на спинку сиденья водителя.

Бензобак расположен над двигателем, подача топлива самотеком. Зажигание от агрегатного магнето КАТЭК, приводимого во вращение непосредственно от хвостовика коленчатого вала через эластичную муфту (рис. 4), изготовленную из набора резиновых пластин. Регулировка опережения зажигания осуществляется поворотом кронштейна магнето. На карбюраторе имеется воздухозаборник, изготовленный из консервной банки. Его входное отверстие закрыто фильтром, собранным из десяти слоев мелкой металлической сетки, благодари чему двигатель совершенно не боится забрызгивания и попадания снега.

На карбюраторе имеется воздухозаборник, изготовленный из консервной банки. Его входное отверстие закрыто фильтром, собранным из десяти слоев мелкой металлической сетки, благодаря чему двигатель совершенно не боится забрызгивания и попадания снега. Воздушный винт — деревянный, диаметром 1,2 м. Крепится к маховику четырьмя шпильками (рис. S). Между маховиком и винтом на эти же шпильки ставится шкив от автомобильного вентилятора. Он служит для намотки пускового троса при заводке двигателя.

Сверху на втулке винта установлен фланец из стали толщиной 5 мм, который затягивается гайками. Убедившись, что нет биения лопастей, равномерно затягивают гайки и обязательно контрят их вкруговую мягкой вязальной проволокой. Винтомоторная группа аэросаней имеет ограждение, выполненное в виде трубчатой фермы. Ограждение окрашено красной краской для предупреждения окружающих об опасности.

Рис. 1. Конструкция аэросаней «Старт»: 1 — передняя лыжа, 2 — кабанчик лыжи, 3 — боковина корпуса, 4 — подножка, 5 — рулевое колесо, 6 — продольный брусок корпуса, 7 — пружина сиденья, 8 — сиденье водителя, 9 — подкос моторамы, 10 — магнето, 11 — топливный бак, 12 — цилиндр ИЖ-56, 13 — картер ПД-10, 14 — воздушный винт, 15 — стойки моторамы, 16 -задняя лыжа, 17 — ограничители поворота, 18 — вилка, 19 — поворотная ось, 20 — крепление пластины поворотной оси, 21-передняя крышка, 22 — рулевая колонка, 23 — ограждение воздушного винта, 24 — болты крепления двигателя, 25 — угольник, 26 — бруски, 27 — угольники, 28 — подошва лыжи, 29 — подкладка под рулевую колонку, 30 — скоба.

Моделист-Конструктор 1.1976

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.