АвиамоделизмНовости

КОРДОВЫЕ АВИАМОДЕЛИ

 

Сегодня никого не удивишь различными радио-управляемыми игрушками и моделями. Малые дети так лихо управляются с такими игрушками, будто еще до рождения знали, что это такое и как им пользоваться.

А ведь всего 100 лет назад, даже примитивные механические игрушки были невероятной редкостью. Впрочем, не будем оглядываться так далеко назад. Хочу всего лишь напомнить об очень популярном, в недавнем прошлом, виде спортивного авиамоделизма — о кордовом авиамоделизме.

 

Для тех, кто впервые слышит о таком направлении авиамоделизма и понятия не имеет, что это такое, поясню — название произошло от способа управления моделью, при помощи двух тонких стальных нитей — корд, толщиной 0.25 — 0.35мм. и длинной 16 — 20 метров.  Пилот держит в руке ручку управления, от которой тянутся к модели два корда, соединенные с системой управления рулями высоты модели, а в пилотажных моделях еще и с приводом закрылков. Устройство системы управления рулем высоты хорошо видно на фотографии (Справа) простейшей  кордовой модели типа «Летающее крыло». Модель, снабженная поршневым дизельным моторчиком, летает по кругу, вокруг пилота, который управляет ею.

 

Радио-управляемые модели. это конечно здорово! Радио-управление дает большие возможности и перспективы. За ним, несомненно большое будущее, и не только в модельном спорте. Но, радио-управление на дает ощущения связи с моделью. Кто хоть раз подержался за ручку управления кордовой авиамоделью, тот запомнил на всю жизнь это ощущение единства, когда каждое подрагивание модели при порывах ветра, или при выполнении маневра. малейшее ослабление или увеличение натяжения корда, ощущается рукой пилота и отзывается в душе мгновенно. Модель, будто живое существо, чутко отзывается на малейшее движение кисти руки пилота, выполняя в точности его волю и желания.

 

В Советское время авиамоделизм был очень популярен и широко пропагандировался. Тогда еще радио-управляемые модели были большой редкостью и несказанной роскошью, поэтому именно кордовые авиамодели строились во многих школьных кружках, в Домах пионеров и на Станциях юных техников. Я сознательно умалчиваю о таком виде авиамоделизма как «Свободно-летающие модели», самом простом и доступном виде технического творчества. Мир свободно-летающих моделей настолько обширен и разнообразен, (от простейших бумажных самолетиков до рекордных моделей планеров и таймерных моделей самолетов и вертолетов) что рассмотреть все его грани в маленькой статье просто нереально, для этого нужна книга, достаточно большого объема. Моя задача более скромная — знакомство с кордовыми авиамоделями и их краткий обзор.

 

Итак, для того, чтобы кордовая модель самолета могла успешно летать хотя бы просто по кругу, ей необходим достаточно мощный двигатель. Поскольку модель испытывает значительные нагрузки, как во время полета так и во время взлетов и посадок, то к ней предъявляются определенные требования прочности, что отражается на взлетном весе, от 400 граммов и выше, а значит и двигатель нужен способный обеспечить разгон модели до полетной скорости.

 

 

 

Таких двигателей выпускалось и выпускается различными фирмами и предприятиями огромное количество различных типов, конструкций и моделей.  В восьмидесятых годах наиболее популярными, среди школьников, были компрессионные поршневые микродвигатели с рабочим объемом 1.5 и 2.5 кубических сантиметра, а также микродвигатели с калильным зажиганием от 2.5 кубических сантиметров до 10.  На рисунке справа изображен компрессионный микродвигатель в разрезе, очень похожий на МК-17 «Юниор», судя по вертикально расположенной игле жиклера, регулирующей подачу топлива в двигатель и конструкции топливного штуцера.

 

Что такое «Компрессионный микродвигатель»? — это двигатель, в котором топливо воспламеняется от нагревания за счет сильного сжатия поршнем, в рабочем цилиндре. Чтобы достичь такой высокой степени сжатия топливо-воздушной смеси, в верхней части цилиндра имеется контрпоршень, который может опускаться при помощи специального винта, уменьшая объем камеры сгорания и повышая степень сжатия рабочей смеси.

Конечно же, не всякое топливо способно вспыхнуть от сжатия и «оживить» маленький моторчик. Для компрессионных двигателей существует много различных рецептов топливной смеси, но все они непременно содержат медицинский эфир, керосин и касторовое масло. Самый простой рецепт состава топливной смеси для компрессионного двигателя содержит;

1)    Эфир                             — 30% от общего объема

2)   Керосин                       — 20%

3)   Бензин                          — 20%

4)   Касторовое масло     — 30%

С таким топливом рекордов не установишь, но для тренировочных полетов оно вполне подходит. Двигатель хорошо запускается, легко выходит на максимальные обороты и устойчиво работает при маневрах.

Помнится, в Советские времена очень непросто было достать эфир, даже для кружковой работы,  поскольку он используется в медицине для наркоза, а наркотические вещества всегда были под особым контролем. Во всяком случае мне, как руководителю авиамодельного кружка, приходилось часто обивать пороги различных чиновников, чтобы раздобыть немного эфира. Всвязи с этим, тренировочные полеты проводились нечасто и на соревнованиях мои «Орлы» конечно же ломали немало «Дров».

В спортивном авиамоделизме, в частности для кордовых гоночных моделей самолетов, применяются исключительно компрессионные двигатели, для всех остальных моделей, с равным успехом, и компрессионные, и с калильным зажиганием. А для скоростных моделей — только «Калилки».

 

Калильные двигатели отличаются от компрессионных тем, что у них нет контрпоршня для регулировки компрессии, а в головке цилиндра установлена специальная свеча со спиралью накаливания. Свеча подключается к батарейке только во время запуска двигателя. Когда двигатель запустится и наберет обороты — свеча отключается. Топливо, для таких двигателей. также применяется совершенно другое. В состав такого топлива также входят вещества, которые достать непросто, особенно для детских кружков. но это уже другая тема.

В следующий раз я продолжу разговор о кордовых авиамоделях, если эта тема кому то интересна.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.