Водный транспорт

ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Забытое старое

С тех самых пор, когда человек придумал колесо, (А может и не придумал?) оно претерпело великое множество усовершенствований и доработок. Сегодняшнее колесо, будь то велосипедное, автомобильное, или незаслуженно забытое гребное колесо, нам кажется вполне совершенным и не требующим дальнейших доработок. 

Но изобретательское племя, похоже никогда не остановится на достигнутом, никогда не удовлетворится полученным результатом. Колеса упорно продолжают улучшать, совершенствовать и изобретать новые варианты. Когда я задумал написать статью о применении колесного движителя в транспорте, то вовсе не предполагал, что тема колеса окажется такой обширной и многогранной.

Чтобы уложиться в рамки одной статьи, решил остановиться на использовании всеми забытого гребного колеса в водном транспорте. Не спешите разочаровываться и покидать страничку. Оказывается, гребное колесо далеко не исчерпало своих возможностей и, в ряде случаев, может быть намного эффективнее широко распространенного гребного винта.

Конечно, в том виде, в котором гребное колесо использовалось вплоть до семидесятых годов прошлого столетия, оно малоэффективно и имеет недостатков больше, чем достоинств.

Но, изобретательская мысль не стоит на месте и возможности современных технологий также ушли далеко вперед. Все это позволяет создать совершенно новое гребное колесо, которое не только не уступит гребному винту, но и превзойдет его по всем показателям.

Чем же плох гребной винт и почему его лучше заменить именно гребным колесом? Начнем по порядку.

Современный гребной винт хорошо известен всем, кто имеет хоть какое-то отношение к моторному водному транспорту. Он весьма компактен, имеет относительно небольшой вес и очень неплохо зарекомендовал себя на различных судах, от надувной рыбацкой лодки, до крупнотоннажного океанского лайнера. Так зачем же его менять? Зачем отказываться от испытанного, проверенного временем, надежного движителя?

Дело в том, что гребной винт имеет множество недостатков. Он не может достаточно хорошо работать в условиях мелководья, где есть опасность повредить лопасти винта и лишиться возможности двигаться дальше. Вращаясь с большой скоростью, он несет опасность обитателям водной среды.

Гребной винт может намотать на вал рыбацкие сети, или водоросли, что также приводит к потере возможности дальнейшего передвижения судна. Он боится плавающих притопленных предметов, бревен например. Водометный движитель частично решает эти проблемы, но лишь частично. Наконец, гребной винт имеет определенный предел скорости.

Как когда то в авиации, воздушные винты могли разогнать самолет, максимум до 700 км/час, так гребной винт, ценой использования неоправданно мощного двигателя, может разогнать судно, максимум до 150 км/час.

Не буду рассматривать здесь другие движители, применяемые на водном транспорте, чтобы не распыляться и не уходить от основной темы разговора. Их достаточно много, на самом деле. Это и паруса, и воздушный змей, и воздушный винт, и плавниковый движитель, и крыльчатый движитель, и гидро-реактивный, и турбо-реактивный, и ряд других.

Принцип работы гребного винта наверняка известен всем, поэтому перейду сразу к рассмотрению работы гребного колеса. Важнейшим, из недостатков гребного колеса, является то, что рабочие лопасти жестко закреплены по окружности колеса. Для наиболее эффективной работы этого движителя, оно должно быть погружено в воду примерно на одну треть внешнего диаметра.

При таком положении, входящая в воду лопасть, расположена под углом, примерно 10-15 градусов, к поверхности воды. Это приводит к достаточно сильному шлепанию лопасти об воду. Такие шлепки отрицательно сказываются на ресурсе лопастей и на экономичности двигателя, вынужденного бесполезно перемалывать воду.

Чтобы хоть как то снизить вредные последствия, приходится сильно ограничивать обороты движителя, а значит и скорость передвижения судна.

Вот если бы лопасть входила в воду вертикально и, совершив мощный гребок, выходила из воды также вертикально. Такой способ гребли издавна используется индейцами, при передвижении на легкой лодке каноэ.

Можно конечно имитировать движения гребца и создать аналогичный механизм на небольшом судне, расположив весла по бокам лодки, или в кормовой части, но эффективность такого механизма будет достаточной лишь на небольших лодках и катерах.

Если же принять за основу подобный принцип работы движителя и создать гребное колесо, лопасти которого сохраняют заданное положение в любой точке окружности колеса, то получится уникальный движитель, который можно использовать как универсальный.

В 2003 году, в России запатентован такой движитель.

 

 

Если лопасти расположить вертикально, то получится замечательное гребное колесо, или прекрасный двжитель для снегохода. Если же их ориентировать горизонтально, то получится отличный болотоход, способный преодолевать любое бездорожье. 

Использование принципа смещения осей вращающихся дисков в конструкции гребного колеса, позволяет легко увеличить рабочие обороты движителя в несколько раз, а значит и скорость передвижения судна также можно существенно увеличить.

Кстати, скорость передвижения судна можно увеличить еще просто установив его на водные лыжи. Да-да! Не на подводные крылья, а именно на лыжи. Но об этом я напишу в следующий раз, а пока предлагаю, энтузиастам технического творчества, подумать над усовершенствовнием конструкции колесно-лопастного движителя и предложить свои варианты его использования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.