Наземный транспорт

имеет ли будущее паровой автомобиль ?

Статья, с таким заголовком, была опубликована в журнале «Изобретатель и рационализатор» №7, за 1967 год.  В ней говорилось о том, что если бы паровой двигатель не был предан забвению, а продолжал совершенствоваться, то сегодня он был бы вне конкуренции.

Несмотря на бурное развитие автомобильной промышленности и доведение двигателя внутреннего сгорания (ДВС) до кажущегося совершенства, тема парового двигателя все же снова и снова появляется в различных публикациях, пытаясь привлечь к себе внимание общественности. Чем же это вызвано ?

Прежде всего, несмотря на серьезные недостатки, паровой двигатель имеет очень веские достоинства, которых нет ни у одного другого двигателя, известного человечеству. Это предельная конструктивная простота, надежность, долговечность, дешевизна, экологичность, бесшумность, высокая эффективность и многое другое. Еще великий Энштейн говорил, что: «Совершенство — это не тогда, когда уже нечего больше добавить, а тогда, когда уже нечего отнять.» В паровом двигателе настолько все функционально, что действительно нечего от него отнять. Современный ДВС напротив, настолько «напичкан» многочисленными дополнениями и вспомогательными механизмами и приборами, что кажется уже нечего больше добавить.

Но все это несущественные мелочи, в сравнении с тем, что выхлопные газы являются губительными для всего живого на нашей планете. Когда автомобили являлись роскошью и далеко не каждый человек мог позволить себе приобрести его, тогда еще автомобилей было немного и существенного вреда принести они не могли, ни людям, ни живой природе. Сегодня ситуация изменилась. Автомобиль давно уже перестал быть роскошью (хоть и существуют очень дорогие и эксклюзивные модели) и является действительно необходимым средством передвижения, вполне доступным для многих людей среднего, и даже не очень среднего достатка. Это привело к тому, что количество автомобилей с каждым годом возрастает все больше и больше, а значит и вред всему окружающему, от выхлопных газов, возрастает многократно. Особенно ощутимо это в больших городах и на оживленных автомагистралях. Экологи бьют тревогу, от выхлопных газов огромной массы автомобилей гибнет все живое, разрушаются здания, портится дорожное покрытие, в воздухе зависают облака ядовитого тумана.

Некоторые автомобильные фирмы активно работают над решением этой проблемы и пытаются создать экологически чистый автомобиль, или хотя бы уменьшить вред, причиняемый выхлопными газами ДВС. Однако, все эти попытки оказываются малоэффективными. Между тем, использование парового двигателя на современных автомобилях, в современной его интерпретации, позволило бы решить проблему экологии в полном объеме и в относительно короткие сроки.

Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия, в одном из выпусков журнала «Техника Молодежи», была опубликована статья «Снова пар», в которой также рассматривалась перспектива использования парового двигателя на автомобильном транспорте. В этой статье упоминалось о немецком изобретателе, который переделал свой «Фольксваген Жук», установив на него паровой двигатель.                                                                                                                            Volkswagen_Beetle_Coupe_1976

Получился уникальный автомобиль с изумительными техническими характеристиками. Вместо традиционного, громоздкого парового котла, изобретатель установил компактное устройство, по конструкции напоминающее автомобильный радиатор. Бензиновый двигатель «Фольксвагена» был переделан, некоторые детали были усилены. Для получения пара использовались жидкостные топливные форсунки. Зажигание осуществлялось при помощи запальных свечей. На прогревание и достижение рабочего давления пара —  70 атмосфер, уходило 5-7 минут. Мощность двигателя была 40 л.с., стала 240 л.с. Автомобиль мог так плавно трогаться с места, что невозможно было определить момент начала движения, а мог так резко «Рвануть», что не выдерживала резина на колесах. На полном переднем ходу, водитель мог легко переключить рычаг подачи пара на полный задний ход. Профессиональный водитель-испытатель новых автомобилей, проехав на паровом «Фольксвагене», написал восторженный отзыв, в котором утверждал, что многим автомобилям давал характеристику;  плавный ход, бесшумный, приемистый и так далее, но только проехав на паровом автомобиле, по настоящему оценил эти качества.

Примеров создания самодельных паровых автомобилей народными умельцами можно привести не так уж много, но и сегодня еще есть приверженцы уникального, по своим свойствам, парового автомобиля, и автор этой статьи один из них. Что же привлекает нас в забытом всеми паровом двигателе?  Прежде всего, его предельная простота и надежность. Один англичанин 40 лет проездил на паровом автомобиле и, за все это время, ни разу не заглядывал в двигатель. Кто из современных водителей может похвастать тем же? Кроме того, и это очень важно сегодня, паровой двигатель может работать практически на любом, самом дешевом топливе и, при этом не вредит окружающей среде, поскольку топливо сгорает в специальной топке, сгорает полностью, и нет никаких вредных отходов. Почему выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания вредны для окружающей среды? Потому что топливо не сгорает полностью и вместе с газами в воздух выбрасываются остатки топлива, в распыленном, аэрозольном состоянии. Эти, жирные  микро- частички нефти, оседают на легких людей и всего живого, на дорожном покрытии, на растениях. на домах, и на всем вокруг, покрывая плотной, маслянистой пленкой, которая и губит все живое.

В свое время от паровых двигателей отказались, в пользу двигателя внутреннего сгорания потому, что при всех своих недостатках, ДВС был гораздо компактнее, а это имело очень важное значение, и именно для автомобильного транспорта, ведь паровозы еще долго использовались на железных дорогах, да и пароходы тоже. Всему виной были громоздкие паровые котлы.

Современные технологии позволяют легко устранить былые недостатки парового двигателя и создать компактный, экономичный, простой и надежный двигатель, который вполне может заменить сложный и дорогой двигатель внутреннего сгорания. Так например, бывший паровой котел, вполне возможно заменить компактным теплообменником, размером с автомобильный радиатор. В качестве топлива можно использовать низкосортные виды жидкого топлива, или газ. Все мы знаем, что паровозы издают довольно громкое «пыхтенье», во время движения, сопровождающееся выбросом клубов горячего пара. Этот недостаток также легко устраним. Отработанный пар полезно направить на подогрев запаса воды, в емкости для воды, что позволит значительно экономить расход топлива, а заодно и выровнять пульсацию пара, обеспечив более равномерный выход струи, что значительно снизит шум.

 

имеет ли будущее паровой автомобиль ?: 9 комментариев

  1. Ну, и вакуум восхитил тем, что он заставляет совершать работу+теплоизолирует+снижает температуру кипения рабочего тела, о как…

  2. Тем более, упоминание о том, что охлаждать надо всего на 10-15С-а это ого как упрощает дело, сам поражён (сразу вспомнилось про влагоотделители для КаМАЗов, их легко купить в автомагазине, явно подходят в качестве весьма компактных охлаждающих теплообменников), поэтому и обдумаю идею паровакуумного двигателя, у которого ещё плюс в том, что он и замкнутого цикла, вода никуда не убегает в нормальных условиях, не говоря уж, что небольшая разность температур резко уменьшает затраты топлива на повторное доведение до прежней, что-то подобного не встречал в инете. Ну, и про паровики ещё немного почитал, раньше считал, что КПД всего 4-8%, но, оказывается, можно изощриться с теплообменниками и конденсатором, тогда доходит до 25% и даже можно ещё поднять выше. Но высокие температуры и явно мудрёные контура теплообменников-вот отчего скиснешь. Ибо всё гениальное просто, поглядел на схему паровакуумного двигателя-да там намного проще! Конечно, возникнут другие трудности, к примеру, герметичное соединение для передачи вращающего момента с вала, чтобы не портить подтравливаниями вакуум и не засасывать пыльный воздух извне впридачу и дополнительно тратить энергию на откачку, тут либо магнитная муфта, либо применение циркуляционных насосов в качестве электрогенераторов в случае прямого соединения, в них асинхронные движки так сконструированы, что нержавеющий ротор полностью изолирован от статора экраном из нержавейки и крутится в среде воды, чем не великолепный герметичный электрогенератор на базе асинхронника? Тем более, циркуляционные насосы имеют впечатляющий ресурс не менее 100ч наработки на отказ и их обмотки весьма термостойки, да и собственно, сами асинхронники самые надежные машины как в качестве электродвигателя, так и в качестве генератора, другое дело, что частоту вращения не стоит превышать сильно, чем номинальные обороты в паспорте (синхронные частоты всегда только 750/1000/1500/3000 об/мин), иначе возникнет несоответствие привычным 50/60Гц, что не понравится прочим асинхронным приводам, мигом поплохеет им до выгорания обмоток при прежних нагрузках, электронным блокам по барабану, им даже лучше работается на повышенных частотах вплоть до 200 Гц.

  3. Что-то не обнаружил никакого сайта про котёл внутреннего сгорания, грохнули, что ли? Ну и ладно, невелика беда, зато узнал много нового, таки паровик перспективнее даже Стирлинга, с этим Стирлингом намучаешься, как создать двигатель, тогда как паровик-да по нему валом литературы и он привычнее, что ли, впридачу не поршневой, а роторный двигатель пластинчатого типа более интересен (что прекрасно стыкуется с той статьёй про паровакуумный двигатель, который и заинтересовал невысокими температурами супротив стоградусников и выше), как в пневмоинструментах, но есть одна непонятка: а как смазывать? Там же детали не из коррозионностойких марок сталей, по паровикам немного пошерстил-и там тоже есть чему ржаветь, но ведь работали со стальными поршнями и чугунными цилиндрами, что-то озадачен. Есть одна мысль-может, попросту смазку в воду налить и там пусть по мере испарения вместе с водяными парами смазывает пары трения… Роторные пневмодвигатели привлекают тем, что их можно приобрести, они предельно просты и порой обладают весьма впечатляющими крутящими моментами, есть могучие гайковёрты с крутящим моментом аж 4500Н*м (это всё равно, что на метровое плечо рычага навесить 450кг), такой не то что болт М30 свернёт и попросту сорвёт головку, он и руку выворотит в два счёта любому геркулесу… Но и смущает то, что в производстве роторной пневматики применяются легированные сорта сталей, плюс в инструкции тоже пишут, что недопустимо наличие влаги внутри пневмострумента, явно на ура ржавеют, как же в прошлом паровики работали, имея ржавеющие пары трения?

  4. Уведомление: ПАРО-ВАКУУМНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | МИР ТРАНСПОРТА
  5. Спасибо, Леонид, за Ваш интересный комментарий.
    Я искренне рад за Вас. Рад Вашим успехам и с большим уважением отношусь к Вам, как к человеку творческому, последовательному и целеустремленному.

    У меня другие приоритеты, я сторонник использования силы вакуума, поскольку убежден в том, что это самый эффективный источник энергии, во всех отношениях.
    Попробуйте отодрать обычную бытовую присоску. Сколько усилий приходится приложить? А ведь под присоской еще не вакуум, всего лишь небольшое разрежение.

    В одной из статей, посвященной паровым двигателям, в журнале «Техника молодежи», описывался интересный случай. На одном предприятии произошел сбой в работе паро-силовой установки и пар высокого давления попал в какой-то там котел. (Не помню уже точно) Толстые стенки котла благополучно выдержали большое избыточное давление. Но, когда пар охладился и превратился в воду — котел сплющило атмосферным давлением, как пустую консервную банку.
    (Для справки: Превращаясь в воду, пар уменьшается в объеме в 1600 раз.)

    Еще раз благодарю Вас, Леонид, за комментарий, и желаю Вам всяческих успехов в жизни и творчестве.

    С уважением — Валерий.

  6. ПСУ — паросиловая установка. Чтобы сделать энергоустановку эффективной и эко чистой, мы паровой котел заменили на котел внутреннего сгорания, то есть в котле воду заменили на воздух. Так как воздух можно использовать для горения топлива, то получился котел внутреннего сгорания , который мгновенно выходит в рабочий режим. Вспомните двигатель Стирлинг и сравните с котлом ВС — разница огромная и положительные эксплуатационные показатели долго надо перечислять. Если одним словом сказать , то мы придумали основополагающий узел вечного двигателя работающего даром. Котел работает благодаря физическим свойствам газа. мы сделали техническое устройство для получения ВЕТРА ДАРОМ как в природе.

  7. Спасибо, Леонид, за Ваш комментарий!
    Мне не понятно, что такое «ПСУ», поэтому не берусь судить о том, чего не знаю.
    Пытался воспользоваться Вашими ссылками и упоминанием о сайте «Котел внутреннего сгорания»,
    чтобы понять, о чем речь, но пока ничего определенного не нашел.
    Полностью согласен с Вами в том, паровая машина во многом превосходит ДВС
    и по простоте, и по надежности, и по долговечности, и так далее.
    Даже в атомных электростанциях используются паровые турбины.
    Вопрос лишь в том, что используется самый неэффективный и самый неэкономичный
    способ использования энергии пара, — пара высокого давления.

  8. В наше время ни один транспорт на земле не может работать без ПСУ, он нужен для получения специального топлива и эл. энергии. Ведь паровая машина лучше чем ДВС. Для эффективной работы двигателя, прежде, надо получить рабочее тело с меньшим расходом топлива, а такой рабочий котел для получения рабочего тела давно придумал, сделал, проверил в работе изобретатель Герон, вот только ни кто не хочет производить. Правда, в наше время каждый может собрать такой котел, откройте сайт котел внутреннего сгорания. С таким котлом можно собрать компактный локомобиль для решения всех проблем стоящего перед человечеством. Для работы такого локомобиля не грозит энергетический голод, а при массовом производстве не наносит вреда природе.Бесспорно, будущее за ПСУ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *